праздник у татар сабантуй фото

Сабантуй — википедия.

Сабантуи проводятся также за пределами татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов россии с крупной татарской диаспорой официально проводится.

праздник у татар сабантуй фото

Татары европы празднуют сабантуй на литовской земле.

1 июл 2017. Участницы праздника сабантуй в вильнюсе, фото с места событий. Стал третьей европейской столицей, которую всемирный конгресс татар и альянс татар европы выбрали для проведения на европейском уровне одного из самых веселых праздников татарского народа – сабантуя.

праздник у татар сабантуй фото

В соль-илецке отметили областной праздник татарской.

8 июл 2017. В оренбургской области празднование татарского праздника сабантуй прошло в соль-илецке на поляне «южной». Соль-илецк, риа « оренбуржье», фото: елена таращенко. , Общество. 8 июля 2017, 17: В соль-илецке отметили областной праздник татарской культуры «сабантуй ».

праздник у татар сабантуй фото

Сабантуй.

Сабантуй. Любимейший праздник татарского народа сабантуй одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды. Название праздника происходит от тюркских слов: сабан плуг и туй праздник. Раньше сабантуй.

праздник у татар сабантуй фото

Сабантуй – история и значение праздника.

Сабантуй (в переводе с татарского «свадьба/праздник плуга») – это древний обряд тюркских народов. Традиционно его проводили перед началом посевных работ. В настоящее время он знаменует их окончание веселым празднованием, на котором не утихают национальные песни и пляски, шуточные.

По запросу «праздник у татар сабантуй фото» нашлось 87568 фото

Праздник У Татар Сабантуй Фото

Сабантуй тип народный праздник.

праздник у татар сабантуй фото

Отмечается башкирами, татарами и др. Связан с окончанием пончики рецепт с фото на молоке посевных работ, земледелием. Сабантуй на викискладе сабанту́й ( тат. Сабантуй, сабан туе, башк. Һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3]. Похожие праздники существуют как у народов поволжья ( чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов кавказа ( балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4]. Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар. Содержание. 1 этимология и похожие праздники 2 история сабантуя 3 празднование сабантуя в прошлом 4 сабантуй в настоящее время 4. 1 изменение традиций 4. 2 сабантуй как государственный праздник 4.

3 порядок проведения сабантуя 5 федеральный сабантуй 6 всероссийский сельский сабантуй 7 общеевропейский сабантуй 8 см. Также 9 примечания 10 литература 11 ссылки. Этимология и похожие праздники [ править | править код ]. Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6]. В татарском и башкирском языках праздник называется тат. Сабантуй, сабан туе и башк. Hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название сабан бәйрәме ( бәйрәм также означает «праздник»). У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш.

Сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. Сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй ( чуваш. Акатуй) [7]. Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — агапайрем [8]. Аналогичный праздник татарстанской мордвы — балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда». Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10]. Народы северного кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11]. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12]. В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье. История сабантуя [ править | править код ]. Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом.

Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13].

праздник у татар сабантуй фото

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так ещё в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь ибн фадлан, прибывший в булгар в качестве посла из багдада [ источник не указан 943 дня]. В 1979 году ф. поделки из чаги своими руками фото С. Хакимзяновым в алькеевском районе татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «saban tuj kon ati» — «день сабантуя» [14]. У башкир впервые письменно зафиксирован в xviii веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника ивана ивановича лепёхина и немецкого этнографа, учёного георги иоганна готлиба [15]. И. Г. Георги писал: «башкирцы.

Пахатной ихъ праздник (сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ муллою, сходетствуетъ съ анга соареномъ черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [16]. Празднование сабантуя в прошлом [ править | править код ]. Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. До конца xix века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя. Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после. Сабантуй в настоящее время [ править | править код ]. Нейтральность этого раздела поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности. Эта статья или раздел нуждается в переработке.

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Изменение традиций [ править | править код ]. Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов. Со временем традиции сабантуя изменились.

Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяй

праздник у татар сабантуй фото

ственных работах. ...В целом для татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице татарстана — казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье. Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодёжных играх. Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» (дэрэ боткасы, карга боткасы) и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с новый инфинити qx80 2016 фото цена тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству. Современный сабантуй стал считаться национальным праздником. В частности, это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые ранее его не праздновали: нукратские татары (село карино слободского района кировской области, татары-мишари нижегородской области и др.

), и в том, что как национальный татарский праздник сабантуй начали праздновать и в тех городах, где появилась большая диаспора татар, например, в москве, в нижневартовске, в мегионе. Участие в сабантуе принимают также живущие по соседству с татарами русские, удмурты, мари, чуваши, башкиры. Сабантуй проходит не только в россии, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в татарстане, федеральным праздником в россии и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как вашингтон, нью-йорк, сан-франциско, берлин, ташкент, монреаль, торонто [17], прага [18], стамбул [19], лейпциге, риге и многих других. В 2006—2011 годы в стамбуле проводился ежегодный башкирский сабантуй. Сабантуй как государственный праздник [ править | править код ]. В настоящее время сабантуй приобрел в татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Главный сабантуй устраивается в столице татарстана казани (ныне в берёзовой роще посёлка мирный). Сабантуи проводятся также за пределами татарстана в местах со значительным татарским населением.

Также ежегодно попеременно в одном из регионов россии с крупной татарской диаспорой официально проводится федеральный сабантуй. В праздновании сабантуя в разное время принимали участие президенты рф. Борис николаевич ельцин во время сабантуя в городе арске [20] разбил битой горшок с первого удара, владимиру владимировичу путину удалось достать монетку из чана с катыком, а дмитрий анатольевич медведев выковал «ого», завершающие фразу «кузнецу — счастья народного» на выкованной подкове [21] [22]. Необходимо отметить, что в башкортостане некогда популярный праздник все больше выходит из моды у населения, что вероятно связано с анахронизмом времени проведения сабантуя. Посев (а точнее закапывание семян в землю) с учётом крайне засушливых погодных условий в республике в последние годы является самым первым, но далеко не ключевым этапом сельскохозяйственного сезона. Так в 1998 году сабантуй в башкирии проводился в то время, когда большая часть всходов из-за жесточайшей засухи в мае и июне того года уже погибла на корню. В связи с этим в сознании сельского населения башкирии более разумным видится проведение главного сельскохозяйственного праздника года осенью по итогам сбора урожая. Как следствие, популярность сабантуя как праздника, отмечающего окончание посевной компании, все в большей степени сходит на нет. Отменены деревенские сабантуи, не проводятся сабантую в большинстве районов, а в уфе мероприятия собирают в последние годы не более нескольких сотен человек. В татарстане, отличающемся гораздо более щадящим климатическим режимом в плане увлажнения, вопрос переноса праздника на осень не стоит. Порядок проведения сабантуя [ править | править код ].

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется.

праздник у татар сабантуй фото

Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приёма гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей. Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов — сбор подарков. В некоторых сёлах, например, лениногорского, мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. Д. , которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми.

Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей. Обязательным является подарок молодой снохи — яшь килен, которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки. Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами — кызыл башлы сёлге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе. Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него.

Часть яиц продают, а полученные деньги используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. Д. Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты. Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в казани — президент татарстана. После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства. После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — корэш.

праздник у татар сабантуй фото

Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста. Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров — победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику. Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. Д. По традиции победителю как приз дают живого барана. Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства татарстана и россии. На майдане соревнуются в подъёме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги. Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаются в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху.

В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. Д. Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой. Обычно майдан продолжается с 10—11 утра до 2—3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром. После окончании майдана вечером молодёжь собирается на вечерние игры — кичке уен (вечерний сабантуй) — на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов. [1]. Сабантуй.

Президенты татарстана и россии м. Ш. Шаймиев и в. В. Путин на сабантуе в казани, 2000. В. В. Путин на сабантуе в казани, 2000. Батыр с призом на сабантуе в уфе, 2001. Сабантуй в городе набережные челны, 2007.

Президенты татарстана и россии р.

праздник у татар сабантуй фото

Н. Минниханов и д. А. Медведев на сабантуе в казани, 2011. Д. А. Медведев на сабантуе в казани, 2011. Куреш на празднике сабантуй. Парк победы, г. Ульяновск, 2012.

Сабантуй в николо-березовке, башкортостан, 2011. Конные скачки на тележках. Лазание на шест. Главный приз героя сабантуя. Бег с коромыслами. Бег с коромыслами. Бег в мешках. Разбивание чулмака (кувшина, миски). Борьба куреш. Борьба с мешками.

Кривой шест. Выставка народного творчества. Главный победитель сабантуя с бараном. Федеральный сабантуй [ править | править код ]. Федеральный сабантуй ( тат. Федераль сабан туе, башк. Федераль һабантуй) — национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник сабантуй проходил в следующих городах: 2001 год — саратов 2002 год — тольятти ( самарская область) 2003 год — димитровград ( ульяновская область) 2004 год — йошкар-ола 2005 год — саранск 2006 год — нижний новгород 2007 год — челябинск 2008 год — астрахань 2009 год — ульяновск 2010 год — ижевск 2011 год — екатеринбург 2012 год — владивосток 2013 год — тюмень 2014 год — томск 2015 год — красноярск 2016 год — нижний новгород 2017 год — астрахань 2018 год — чебоксары всероссийский сельский сабантуй [ править | править код ]. Учредителями всероссийского сельского сабантуя выступают исполком всемирного конгресса татар, ассоциация татарских сел россии и министерство культуры республики татарстан. I (29 мая 2010 года) — с.

Алькино (похвистневский р-н, самарская обл.

праздник у татар сабантуй фото

). Ii (19 июня 2011 года) — с. Шыгырдан (батыревский р-н, чувашия). Iii (7 июля 2012 года) — д. Дубровка (красноармейский р-н, челябинская обл. ). Iv (29 июня 2013 года) — с. Барда (бардымский р-н, пермский край). V (24 мая 2014 года) — с. Малые чапурники (светлоярский р-н, волгоградская обл. ).

Vi — д. Татарская каргала (самарский р-н, оренбургская обл. ). Vii — д. Старая кулатка (ульяновская область). Viii (22 июля 2017 года) д. Средняя елюзань (пензенская область). Общеевропейский сабантуй [ править | править код ]. Общеевропейский сабантуй ( тат. Европа сабан туе, башк.

Европа һабантуй) — национальный праздник, проходящий на международном уровне. Национальный общеевропейский праздник сабантуй проходил в следующих городах: I (7 июня 2014 года) — рига ( латвия). Ii (19-21 июня 2015 года)— берлин ( германия). Iii (2016 год) — великобритания. Iv (2017 год) — париж ( франция). См. Также [ править | править код ]. Обходные обряды акатуй гербер примечания [ править | править код ]. ↑ 1 2 статья сабантуй в энциклопедии челябинск ↑ статья сабантуй в большом энциклопедическом словаре ↑ шипова е. И. Словарь тюркизмов в русском языке.

Алма-ата: наука, 1976, с. 268.

праздник у татар сабантуй фото

↑ уразманова р. К. Обряды и праздники татар поволжья и урала (годовой цикл. Xix — нач. Xx века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: изд-во пик «дом печати», 2001. С. 50. , никишенков а. А. Традиционный этикет народов россии.

Xix — начало xx вв. М. : старый сад, 1999, с. 77, кучемезов б. Х. Земледелие у балкарцев //этнографическое обозрение. 2001, № 1. С. 73. ↑ сабантуй (происхождение сабантуй, этимология сабантуй) "этимологический словарь русского языка. Фасмер макс (online версия)" русский язык " classes.

Ru ↑ сабантуй в энциклопедии челябинск ↑ [1] ↑ агапайрем — место встреч ↑ балтай — праздник мёда и масла ↑ гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов ↑ традиции народов кбр ↑ 1gb. Ru хостинг — первая страница ↑ уразманова р. К. Современные обряды татарского народа (историко-этнографическое исследование). — казань: татарское кн. Изд-во, 1984, с. 52. ↑ шарафутдинов д. Общеболгарские исторические корни сабантуя // гасырлар авазы — эхо веков. — 2008.

— № 1. — issn 2073-7483. ↑ мифоритуальные основы башкирского праздника «сабантуй»: исследования з.

праздник у татар сабантуй фото

Г. Аминева ургаза. Ru статьи и исследования 2011-09-08 00_10_31 ↑ иоганн готлиб георги. «описание всех в российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» ч. 2. 1776 г. ↑ sabantuy-2008 in toronto ↑ «сабантую» в чехии уже пять лет! ↑ national tatar holiday sabantui to be celebrated in istanbul (англ. ) ↑ igpi. Ru:: сергей шойгу первым сообразил, что сабантуй может превратиться в ходынку ↑ sommerfest in tatarstan (нем.

) ↑ культура республики татарстан. Литература [ править | править код ]. Сабантуй журнал « вокруг света». № 12 (2567). Декабрь 1972 ссылки [ править | править код ]. Сабантуй на викискладе сабантуй в викиновостях фатыхова ф. Ф. Сабантуй // башкирская энциклопедия. — уфа: гаун « башкирская энциклопедия», 2013. — isbn 978-5-88185-306-8. Сабантуй: статья в «энциклопедии челябинск» мифоритуальные основы башкирского праздника «сабантуй» общеболгарские исторические корни сабантуя.

Для улучшения этой статьи желательно: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Исправить статью согласно стилистическим правилам википедии. Викифицировать статью. Татары. Культура письменность • литература • музыка ( народная музыка) • кухня • изобразительное искусство • архитектура • театр • спорт • игры • танец • костюм • праздники ( сабантуй) • имена • татнет • культура мишарей. Расселение татарстан • башкортостанские • касимовские татары ( кадомские татары • курмышские татары) • сибирские татары • астраханские татары • московские татары • санкт-петербургские татары • пермские татары • курганские татары • костромские татары • польско-литовские татары • финские татары • японские татары. Отношение к религии ислам • православие ( старообрядчество) • кряшены. Татарский язык диалекты ( мишарский • казанский • сибирский ( барабинский • томский) ) • русско-татарское двуязычие. Этнографические группы казанские татары ( чепецкие татары) • мишари ( сасовские татары) • касимовские татары • кряшены • сибирские татары ( барабинские татары • томские татары • эуштинцы • чатские татары • калмаки • заболотные татары) • астраханские татары ( булгаринские татары) • юртовые татары. Разное история • этнография • этногенез • национальное движение ( султангалиевщина) • пантатаризм • служилые татары ( романовские татары • каринские татары • донские татары-казаки • оренбургские татары-казаки • уральские татары-казаки • сибирские татары-казаки • тептяри).

Башкиры. Культура литература • музыка • кухня • изобразительное искусство • архитектура • театр • имя • игры • танец • костюм • праздники • украшения • религия • народные обычаи • хозяйство • жилище.

праздник у татар сабантуй фото

Расселение исторический башкортостан • челябинские башкиры • оренбургские башкиры • пермские башкиры • свердловские башкиры • курганские башкиры • башкиры татарстана • иргизо-камеликские башкиры • диаспоры. Башкирский язык диалекты ( восточный, северо-западный, южный) • письменность • эпос • фольклор • песня • сказки • пословицы и поговорки. Разное башкироведение • история • национальное движение • этногенез • этнография.